Меню сайта
Мини-чат
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 2
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » 2013 » Март » 11 » Наталья коляканова: что ты дашь миру - тем он тебе
16:44
 

Наталья коляканова: что ты дашь миру - тем он тебе

Наталья Коляканова: Что ты дашь миру - тем он тебе и ответит.

08.11.2012

Когда она ступила на оранжевую дорожку V Международного кинофестиваля "Восток & Запад", ведущий церемонии открытия торжественно представил: "Встречайте актрису театра и кино, заслуженную артистку России, вашу землячку Наталью Коляканову!" Для многих это сообщение стало неожиданностью, хотя киноманы среднего поколения знают ее как одну из ярких и неординарных актрис. Она довольно часто появлялась на экранах в девяностые и нулевые годы. Среди без малого трех десятков названий достаточно вспомнить ее Амалию Гишар из сериала "Доктор Живаго", майора медслужбы из военного детектива "Смерть шпионам" или Пряхину из "Театрального романа". Ну и, конечно, Кристину из нашумевшего в свое время фильма Павла Лунгина "Такси-блюз". А вот то, что фестивальная гостья -оренбурженка, что здесь прошли ее детство и юность, знали очень немногие. Разве что родственники да актриса нашего драмтеатра Надежда Величко - однокурсница Натальи Колякановой по Иркутскому театральному училищу. Естественно, что наш разговор начался с родины.

Родилась в рубашке

...- Я появилась на свет не в роддоме, а в Новостройке, на улице Коммуны. Моя прабабушка была повитухой, она сама приняла роды у моей мамы, то есть своей внучки. А родилась я в "рубашке". Для тех, кто не знает, поясню: это околоплодная оболочка - пузырь, который обычно сам разрывается во время родов. А если этого не происходит, то необходимо хирургическое вмешательство, чтобы новорожденный не задохнулся. Прабабушка вовремя освободила меня от этого рубашечного плена, отрезала пуповину и вместе с плодным пузырем закопала в огороде.

- Кто же были ваши родители?

- На момент моего рождения папа работал поваром-кондитером в Доме офицеров. Правда, чуть позже, он какое-то время заведовал рестораном "Урал", но руководящая должность его не прельстила. А мама была модельером обуви на местной фабрике. В Оренбурге мы жили сначала у бабушки, потом отец с матерью сами построили саманный домик на окраине Форштадта. Когда я уже училась в средних классах, родители вместе со мной и младшей сестренкой переехали в поселок Светлый, там нам дали квартиру с удобствами, каких не было в городе. И там я впервые оказалась на самодеятельных театральных подмостках: в школьном спектакле "Свадьба в Малиновке" играла Трындычиху. Так научилась тараторить, что пользовалась бешеным успехом!

Но через три года началась газовая эпопея, отец устроился на работу в Дедуровку и вскоре стал личным поваром у начальника управления, затем директора ПО "Оренбурггаздобыча", а еще позже - главного инженера ВПО "Оренбурггазпром" Рема Вяхирева. На всех корпоративных застольях, коллективных пикниках папа был главным шеф-поваром. После нескольких лет работы в газовой отрасли нам выделили квартиру в городе.

- А что делали в это время вы?

- Я как раз оканчивала школу, по-настоящему влюбилась в мальчика из параллельного класса, так что тот период был для меня нелегким, связанным с острыми переживаниями, которые по-своему отразились на последующей линии моей жизни. Мне хотелось всем (а в первую очередь, конечно, "ему") доказать, что я не замухрышка какая-нибудь, что меня есть за что любить. Приходилось постоянно преодолевать и какие-то комплексы по поводу своей внешности: я была худенькая, угловатая - типичный гадкий утенок!

- Каким же образом завоевывалось внимание одноклассника?

- Как-то на уроке литературы я прочитала наизусть стихотворение Есенина "Заметался пожар голубой". Весь класс сначала замер, а потом как будто посмотрел на меня другими глазами. Мне стало понятно, в чем моя сила: я могла заставить слушать себя, только для этого надо было приподняться над привычной обыденностью.

С рынка в театр - на велосипеде

- После школы вы пытались поступить в один из московских театральных вузов, но потерпели неудачу. Что потом?

- Вернулась в Оренбург. Чтобы показать свою независимость, окончила какие-то торговые курсы и пошла работать на овощной рынок. Попутно занималась в секции по велоспорту. Мне дали казенный велосипед, на нем я ездила на работу, а оттуда - на тренировки.

Однажды утром по дороге на рынок случайно узнала, что к нам на гастроли приехал Иркутский драмтеатр и при нем создана комиссия, которая набирает группу для учебы в их театральном училище. После работы я приехала к зданию оренбургской драмы: на велосипеде, в старых кедах, футболке, собственноручно сшитых штанах заявилась на прослушивание.

- Об этом очень тепло вспоминает Виталий Венгер - народный артист России, лауреат Государственной премии, многие годы работавший актером в Иркутском театре и художественным руководителем в театральном училище. Это он в далеком 1974 году приезжал в Оренбург и в составе комиссии набирал первокурсников. А потом вы стали одной из его любимых учениц. В своей книге "Птицы небесные" мэтр посвятил вам целую главу...

- Мне запомнился предложенный на экзамене этюд. Надо было представить, что отцу делают тяжелую операцию и его жизнь висит на волоске. Я просто сидела неподвижно, и у меня вдруг пошел внутренний монолог: что было бы, если бы мой папа в самом деле умирал. Видимо, у меня было такое лицо... Когда по сценарию вошел "доктор" и сказал: "Ваш папа жив", я не помня себя кинулась к нему на шею, стала обнимать и у меня совершенно непроизвольно хлынули слезы! Этого, кажется, никто не ожидал, да и я сама не была готова к собственной реакции. В общем, меня приняли, и мы всей оренбургской компанией поехали в Иркутск.

- После окончания училища вас взяли в штат театра имени Охлопкова, где вы сыграли немало ролей. Но, как пишет тот же Виталий Венгер, вскоре иркутские рамки стали для вас тесны...

- Мне захотелось более глубоких знаний по своей профессии, и я поступила на актерско-режиссерское отделение ГИТИСа. Попала в мастерскую Марка Захарова, который через год передал наш курс театральному режиссеру Анатолию Васильеву. Так я начала работать в его театре "Школа драматического искусства", где сыграла все свои лучшие роли. Самый важный и продуктивный период моей жизни связан с этим режиссером. Но через тринадцать лет я покинула его труппу. Это был трудный для меня год: умер отец, я ушла из театра, рассталась с любимым человеком. Поменяла практически все - окружение, образ жизни.

Кино: роман или легкий флирт?

- Но именно тогда вы по-настоящему заявили о себе на экране. Многие кинокритики отмечают, что вы принесли в кино острую эксцентрику, иронию, замешенную на боли, гордую обособленность своего существования в мире. С этим трудно спорить, и все же ваш приход в кинематограф не был внезапным, вы ведь начали осваивать профессию киноактрисы с маленьких ролей, но в картинах, создаваемых известными личностями.

- Просто многие пропустили или забыли страничку из моей кинематографической биографии, связанную с поэтом Евгением Евтушенко и его фильмом "Детский сад". Там был совсем маленький эпизод в сцене свадьбы. В 1983 году Евтушенко приехал на натурные съемки в Иркутск, увидел меня в театре. Подошел после спектакля и сказал: "Все роли у меня уже распределены, съемки начались, но я бы хотел и вас поснимать, может хоть в массовке". Чрез несколько лет он пригласил меня на роль матери главного героя в картине "Похороны Сталина".

- История вашей встречи со знаменитым режиссером Павлом Лунгиным пересказана уже в нескольких публикациях. Но это так интересно, что хочется, чтобы об этом случае узнали и наши читатели.

- В спектакле "Шесть персонажей в поисках автора" режиссер задумал, чтобы моя героиня ходила по зрительному залу и присаживалась на колени мужчинам, заигрывала с ними. Во всех странах, куда наш театр приезжал на гастроли или фестивали, я обязательно подсаживалась к какому-нибудь мэру - вычисляла его каким-то нюхом, и весь зал ахал. Однажды на присмотренном месте оказался Лунгин. Я поняла, что ему нравятся люди, заряженные энергетикой, фонтанирующие. Он любит говорить: "Играй так, будто шампанское открыли".

Счастье и муки творчества

- Как вам кажется с высоты прожитых лет, может ли пребывать в гармоническом единстве творческая и женская судьба?

- У каждого по-своему. Я актриса до мозга костей. Такой крен не способствует личной жизни. Психологические перегрузки в конце концов сказываются на физическом здоровье. Я так "болела" театром, что часто жертвовала ради него семьей, сыном, матерью. Наверное, я поплатилась за свою страстность и такое эмоциональное погружение в театральный мир, ведь я могла играть спектакль с пневмонией, с высокой температурой! Я так жила каждый день - горела, пылала, что в результате возненавидела все, что связано с театром...

- А в кино разве легче?

- Я не была так привязана к кинематографу, там я играла для радости! Но если на театральной сцене мне повезло на "своего" режиссера, то на съемочной площадке единственная знаменательная встреча - это Лунгин: когда снималась в "Такси-блюз", "Свадьбе", "Олигархах", "Бедных родственниках", то ощущала радостную легкость именно от этой непривязанности.

- Ваш сын Даниил Белых тоже актер...

- Ему 33 года. Кстати, в детстве некоторое время он жил у бабушки в Оренбурге. Данила успел попробовать себя в различных сферах деятельности: с восьмого класса мыл машины, продавал газеты, позже занялся бизнесом. В 2000-м окончил Щукинское театральное училище, работал в театре Армена Джигарханяна. В кино начал мелькать со второго курса, снялся уже в трех с лишним десятках фильмов и сериалов.

- Многие советские актрисы как бы переломили себя, после многолетнего простоя они активно снимаются в мыльных сериалах или крошечных эпизодах, а то и рекламе. Вас подобная универсальность не привлекает?

- У меня нет на это сил: моя энергия просыпается только тогда, когда я вижу перспективу, цель, смысл. А когда этого нет, мне неинтересно - наступает апатия. Не могу себя перестроить и сниматься лишь ради материального благополучия.

- Что вам не нравится в современном кинематографе и театре?

- Отсутствие глубины, истоков. Слишком часто драматургия, режиссура, актерская игра вырождаются в кривлянье, обезьянничанье во имя удовлетворения низменных запросов публики. А когда-то актер был проповедником, оракулом. Я уверена, что и сегодня жизнь в искусстве должна предполагать высокую цель. Ведь прежде чем произнести со сцены какие-то слова, мы должны понимать, во имя чего они будут произнесены, какое воздействие будут иметь, в том числе и на тебя самого. Что ты дашь миру - тем он тебе и ответит.

Надежда ЕМЕЛЬЯНОВА.

Фото с сайтов.

Просмотров: 315 | Добавил: mantent | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Поиск
Календарь
«  Март 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  •  
     
    Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz