Автор: Мария РОМАНОВА, Антон КУРЧАКОВ
Дата: 05.07.2012
Благодаря конкурсу «Родился в рубашке» корреспондентам «КВ» удалось познакомиться с удивительным человеком, ветераном Второй мировой войны, кавалером боевых орденов и медалей, прекрасным семьянином, казанцем Владимиром Михайловичем Апполоновым.
Его дочь Любовь Владимировна написала нам о том, что отец поистине родился в рубашке - почти 70 лет бывший сержант 438-го полка 129-й Орловской дивизии живет с осколком в голове.
В СЕМЬЕ. Дом ветерана в Авиастроительном районе. Его дочь ведет нас в уютную гостиную, где ждет Владимир Михайлович. На груди – боевые ордена и медали, а на лице - добродушная улыбка. Рядом любящая жена Клавдия Петровна и дочь. Владимиру Михайловичу сейчас 86 лет. На фронт он ушел в далеком 1943 году совсем юным.
ЭХО ВОЙНЫ. - Когда добровольцем я пошел в армию, мне было 17 лет и 3 месяца, – бодро начинает рассказ ветеран. - В военкомате мне отказали, сказав, что слишком молод. Но когда я пришел еще раз, меня и моих товарищей взяли вместо других ребят. Попал в Житомирское пехотное училище. Однажды комиссия чуть не отправила меня домой. У меня аж слезы на глазах. Как это так? Но меня оставили. Потом моего отца из госпиталя перевели политруком в Житомирское училище. Узнав об этом, ребята стали меня поддразнивать: «Закончишь училище, погоны получишь офицерские. У тебя отец старший политрук, будешь тыловой крысой». Меня это задело. Я пошел к начальнику училища и попросился на фронт. Тех, кто не хотел быть лейтенантом, набралась целая рота. Такой патриотизм тогда был!
Одно из самых значимых военных событий Владимира Михайловича – взятие «языка», когда он чудом остался жив.
- Добровольцев идти в разведку за «языком» вызвалось множество. Пошли вчетвером, но во время нашего наступления я упал, и немец схватил меня за ногу, - продолжает ветеран. – У меня сразу страшные мысли в голове – сами знаете, какая судьба у пленных. Тогда я дернулся, и сапог, который был мне велик, остался в руках немца. Значит, уже тогда знак был, что я в рубашке родился! Ребята прикрыли меня огнем, а потом подшучивали: «На кой черт немцу сапог подарил?» На следующий день «языка» взяли соседи.
Владимир Михайлович показывает пожелтевшие вырезки из фронтовой газеты «За Родину», где был описан этот случай. Это не единственный случай, когда жизнь юного ефрейтора Апполонова висела на волоске:
- Захватили мы немецкий эшелон с вином. Многие солдаты сразу пошли его пробовать и отравились. Некоторые погибли. Я не стал пить. По молодости лет я свои боевые сто граммов обычно менял на сахар. Очень сладкого хотелось.
После взятия Орла наши солдаты встретились с французскими летчиками из знаменитого полка «Нормандия-Неман».
- Они очень удивлялись, что я совсем молод, - продолжает наш собеседник. - Один из французов достал сигареты и зажигалку, хотел закурить, но она сломалась. Когда наш боец вытащил кремень, железяку и трутень и зажег сигарету, француз просто опешил!
СУДЬБА. Самый существенный отпечаток в жизни Владимира Михайловича оставила Курская битва. Но о ней ветеран почти не рассказывал, лишь, смахнув слезу, протянул нам выписку из фронтовой газеты «За Родину». «...Осколком вражеской мины В.Апполонова ранило в голову. Превозмогая острую боль, отважный воин продолжал уничтожать гитлеровцев. Только после выполнения боевого задания он отправился на пункт скорой помощи».
Свой восемнадцатый день рождения наш герой не помнит – был в коме. В полевом госпитале его прооперировали. Хирург вытащил из его тела все осколки, кроме одного, засевшего слишком глубоко в мозге....
- В каких войсках вы служили?
- Пехота, «сорок верст прошел и еще охота!» Автоматчик я. Когда взяли Орел, первый салют дали в честь нашей дивизии. Даже приезжали братья Покрас, композиторы, которые написали песню. Вот ее строчки: «Где Орел раскинул крылья над рекой Окой, Там покрылись черной пылью мы пороховой»...
Самой ценной своей наградой Владимир Михайлович считает медаль «За отвагу». Ее он получил после того, как отстояли переправу в Белоруссии в 43-м. От батальона тогда осталось в живых 13 человек. А вторая самая ценная заслуга у него мирная: Апполонов - ветеран труда.
«СУВЕНИР». - А вот и мой «сувенир», - Владимир Михайлович протягивает нам два рентгеновских снимка. – Вон, видите, это тот самый осколок от разорвавшейся немецкой мины. Предмет, напоминающий по форме семечку, засел глубоко в моем мозге. Потрогайте мою голову, чувствуете ямку? Как раз то место, через которое вошел злополучный осколок. На работу с такими ранениями не брали. Тогда я пошел учиться. Вначале окончил юридическую школу. Потом поступил в Московский юридический институт, но учился в Казани, в нашем университете, заочно.
Учиться было тяжело: постоянно мучили головные боли. Если честно, то я не помню момента, чтобы у меня не болела голова.
После окончания института Апполонов работал следователем, помощником прокурора, прокурором района. Однако из-за мучительных головных болей был вынужден пойти работать юристом на завод. Его дети и внуки пошли по стопам отца, тоже стали юристами. У Владимира Михайловича трое детей, пятеро внуков, трое правнуков, он счастлив в браке.
- Он пример для всех нас, - говорит его дочь. - Постоянно превозмогая головную боль, он очень многого в жизни достиг. И никогда не унывал, оставаясь веселым и очень общительным.