Меню сайта
Мини-чат
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 2
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » 2014 » Май » 15 » Юра Горченко родился «в рубашке»
15:09
 

Юра Горченко родился «в рубашке»

Юра Горченко родился «в рубашке»


ГЕРОИ НАШЕГО ВРЕМЕНИ

Спасители с отчаянным упорством 15 минут «запускали» его сердце

Пляжный сезон в республике только начался, а Днестр уже забрал три человеческие жизни. 29 мая утонул 16-летний подросток из Слободзейского района, 30 мая – 42-летний житель Григориопольского района, 1 июня – жительница Слободзейского района 1994 года рождения. Поисками тел погибших в течение нескольких суток занимались водолазы.

Начавшийся сезон, кроме роста этой страшной речной статистики, отмечен и одним чудесным спасением: 30 мая в Бендерах, купаясь на правом берегу Днестра, утонул 17-летний житель Терновки, Юрий Горченко, но прибежавшие на крики отдыхающих тренеры гребной академии ФСО «Динамо-Правопорядок» Татьяна Деревенко и Олег Прокофьев буквально вытащили парня с того света. Вытащили, невзирая на тот факт, что мальчик фактически уже был мертв – у него не билось сердце, он не дышал. Вытащили, отказываясь верить, что оборвалась молодая жизнь… Впрочем, расскажем по порядку обо всех обстоятельствах этого происшествия, по воле случая не ставшего еще одной трагедией на Днестре.

«Он труп, что его мучить?»

30 мая, примерно в полпервого, недалеко от бендерской набережной, раздались дикие крики: «Помогите! Утонул мальчик!». В это время на гребной базе «Юность» шло совещание, на которое были приглашены и тренеры гребной академии ФСО «Динамо-Правопорядок». Крикнув коллегам: «Вызывайте «Скорую», Татьяна Деревенко и Олег Прокофьев помчались на берег.

Рассказывает Татьяна Федоровна Деревенко: «Мы бежали, а у меня ноги от страха как будто ватные стали, мне казалось, я их еле переставляю. Сердце выскакивало. И какую мы увидели картину: лежит тело, наполовину в воде, и вид у парня страшный – губы синие, конечности синие, по всему телу синева пятнами. Я такого никогда не видела».

Не долго думая, Татьяна бросилась в воду и вытащила парня на берег – ротозеи, сбежавшиеся поглазеть на утопленника, не догадались этого сделать. «Олег прощупал пульс, а его нет, сердце уже не бьется, – продолжает рассказ Деревенко. – Стоим, растерянные. Я говорю: давайте перевернем его вниз головой. Рядом стоящие подростки присели, подставили колени, мы положили его вниз головой на эти колени, и я стала бить его по спине в грудной области, давила снизу вверх, к шее, чтобы вытолкнуть воду – никакой реакции. Проверяем пульс – по-прежнему ничего. Мы давай второй раз эти же процедуры повторять, пока снова не выбились из сил. А пульса все равно нет. И «Скорая» где-то задерживается. А народа вокруг собралось! Мужики стоят рядом, равнодушно смотрят, а мы с этими малолетками пытаемся что-то сделать. Наверное, все видели, что он синего цвета, и поэтому считали, что ему уже ничем не помочь. Они так и говорили нам: «Да он труп, что его мучить?».

Видя, что ничего не помогает, Татьяна предложила поднять утопленника вверх ногами. «И я давай его лупить по спине изо всей силы. Действовала уже по принципу: или пан, или пропал, ждать-то нечего, – признаётся тренер. – Потом снова положили его на колено и снова шлепали по спине. И вдруг – «бульк» – из него выплеснулась вода. А пульса нет. Мы положили парня на спину, и Олег принялся за массаж сердца. А я держала ему голову и язык, чтобы не запал в горло. И тут прямо под рукой Олега будто что-то ударило – запустили мы таки мальчишке сердце! Олег был белый как стена, пот течет… Он отошел в сторону, а я уже мягко продолжала делать массаж, помогая сердцу работать. Затем снова подключился Олег. Сердце-то мы завели, а дыхания по-прежнему нет».

Что-то мешало парню дышать – он пытался вдохнуть, но это были только судорожные спазматические вдохи. Тренеры снова перевернули его на живот и опять стали бить по спине, и выбили еще рвотные массы. Видимо, они комком встали у него в груди и не давали дышать. Но полноценного дыхания всё еще не было. Меж тем прошло около 15 минут, а «Скорая» ещё не подъехала. «Я держу его голову, Олег продолжает делать массаж сердца, и тут у парня задергались веки – первый признак какой-то жизни. И вдруг открылись глаза и смотрят на меня в упор, не мигая, даже страшно стало. Наверное, сколько буду жить, столько буду помнить эти темно-коричневые глаза», – говорит Деревенко. Тут и «Скорая» подоспела, и за дело принялись медики. В сознание парень пришел лишь несколько часов спустя, уже в реанимации.

«Слава Богу, живой!»

Олег Викторович Прокофьев вспоминает: «Когда с берега закричали, что человек утонул, мы ошарашенно приняли это известие и побежали на берег, не думая о том, что будем делать и как. Одна мысль была – нужно спасти человека. А когда уже подбежали, увидели его бездыханным, синего цвета, поняли, что нужно действовать немедленно. Только уточнили у окружающих, сколько времени с момента утопления прошло, потому что в мозгу засело из всех телепередач, что критическое время – 6 минут. Татьяна Федоровна сообразила дать команду перевернуть парня на живот, я тоже немного покричал, потому что ребята стояли как в ступоре, с широко отрытыми глазами и ртами. Они подставили колени, Татьяна поработала руками, пока из него не вышла вода и рвотные массы. А затем перевернули на спину и начали делать массаж сердца, вспоминая соответствующие плакаты, рекомендации из телепередач по оказанию первой помощи утонувшим. Тем более, что мы люди с опытом и на этой реке многое повидали, хотя в такой ситуации оказались впервые.

А дожидаться «Скорой» и бездействовать было бы глупо. В любой ситуации надо, прежде всего, надеяться на собственные силы. Думали только одно: молодой парень, почему бы ему не жить? И когда после всех наших реанимационных мероприятий я почувствовал под рукой удар его сердца, аж с души отлегло: ну все, слава Богу, живой, и пусть хоть через полчаса приедет «Скорая помощь», уже не страшно. Хотя сразу было не до каких-либо чувств – только шок. Радость от того, что мы все-таки спасли человека, пришла позже…».

Откачивать утонувшего человека обоим тренерам раньше не приходилось, но действовали они со знанием дела. «Я еще когда работала тренером по плаванию, всегда задавала себе вопрос: а что, если случится беда с кем-то из детей? Вдруг захлебнутся? Что делать? Нас же никто не обучал, как оказывать первую помощь. Сами находили соответствующую литературу, читали. Но на практике это пришлось применить впервые, – рассказывает Татьяна Федоровна. – Мне порой казалось: я это или не я? Как будто не со мной все происходило. Потом мне уже рассказали, что я там на всех кричала и командовала, кому что надо делать, но я этого не помню – было шоковое состояние».

«Наша река коварная, она небольшая и потому кажется неопасной, – продолжает Олег Викторович. – Помню, еще в советские времена к нам на соревнования приезжали спортсмены со всего Союза и говорили: «А! Это ручеек, а не река!». Но этот «ручеек» очень много несчастий приносит!.. Водовороты, ямы, неровности дна – а молодежь ныряет, где-то не так нырнул – всё. И из водоворотов трудно выплыть: вроде и плавать умеет, а растерялся, ноги-руки скрутило, и пошёл на дно… И еще: надо учить людей правилам оказания первой помощи на воде. Вот даже в нашем примере: парень утонул, а окружающие стояли рядом, смотрели и ничего не делали. Так нельзя».

Спасенному Юрию Горченко крупно повезло. Повезло, что его тело не успело отнести течением и товарищ Юры нашел его в воде и подтащил к берегу, повезло, что в это время в этом месте оказалось два неравнодушных человека, повезло, что они не растерялись и не отступились, с отчаянным упорством возвращая парня к жизни, повезло, что его позвоночник после неудачного ныряния не поврежден, и мальчишка не остался инвалидом. И еще, по словам врачей, его спасатели очень кстати перевернули парня вверх ногами и потрясли – таким образом, высвободился защемленный в позвоночнике нерв и не успел начаться отек и некроз тканей, что вызвало бы необратимые последствия.

Юра просто родился «в рубашке». Невольно задумываешься: а действительно ли такое стечение обстоятельств – случайность? Объясняется ли всё обычным везением? Может быть, это некий знак свыше? Все-таки далеко не каждому дано родиться дважды…

Два дня рождения

В семье Горченко трое детей – Юрий и еще две старших сестры, воспитывает их одна мама. Живут, понятное дело, скромно. В прошлом году он поступил в строительное училище в Слободзее, но вскоре бросил его – не понравился контингент. А этим летом парень решил подзаработать, чтобы накопить на автошколу: осенью ему исполняется 18 лет, и его должны призвать в армию. Имея права, рассудил Юра, он сможет в армии работать водителем, а у них несколько иное положение, чем у обычных солдат. Он приехал в Бендеры и устроился подсобником в одном из строящихся частных домов. Это был первый рабочий день Юрия.

Он и его товарищ полдня отработали и пошли на реку искупаться. Юрий зашел в воду и нырнул. Его товарищ, стоя на берегу, всё высматривал, где же всплывет Юра, но парень на поверхности реки так и не появился. Через несколько минут встревоженный товарищ полез в воду искать Юру и неожиданно увидел его лежащим на дне там же, где тот и нырнул. Пацан поначалу решил, что Юра балуется, взял его за руку и потянул к берегу. Когда же понял, что тот уже не дышит, с перепуга бросил его и убежал, потом, отойдя от первого шока, вернулся. Он и еще два подростка, оказавшиеся рядом, и помогали прибежавшим тренерам откачивать парнишку.

Татьяна Федоровна проведала Юру в больнице, когда его перевели из реанимации в общую палату в травматологии. Юра еще лежал, не ходил, был очень слаб, но уже разговаривал. Врачи сказали, что, к счастью, перелома шейного позвонка нет – чего больше всего боялись, только ушиб позвоночника. Т.Деревенко спросила парня, когда у него день рождения. «25 октября», – ответил он. «Ну, теперь будет еще 30-го мая», – пошутила спасительница.

«Теперь мне придется всё время наблюдать за тобой, – сказала она Юре. – Ты понимаешь, что тебе богом дано второе рождение, и это не просто так. Давай сделаем так: ты выздоровеешь, мы с тобой встретимся и решим, куда ты пойдешь учиться. Ты должен прожить достойную, красивую жизнь». Татьяна Деревенко решила ходатайствовать перед министром просвещения о выделении для Юры Горченко бюджетного места в одном из училищ республики. «Парень неплохой, нужно ему помочь», – говорит она. Так что в череде везений терновского мальчишки можно ставить еще один плюсик: ему очень повезло и со «второй мамой», которая действительно по-матерински чувствует ответственность за человека, в которого она вдохнула жизнь.

О героях-спасителях:

Лейтенант милиции ТАТЬЯНА ДЕРЕВЕНКО – старший инспектор-тренер по академической гребле ФСО «Динамо-правопорядок». 7 лет работала тренером по плаванию, 5 лет – в министерстве просвещения начальником управления физкультуры, спорта и туризма. Татьяна – мастер спорта СССР по академической гребле, неоднократный победитель и призер чемпионатов СССР и международных соревнований.

Старший лейтенант милиции ОБРоН «Днестр» ОЛЕГ ПРОКОФЬЕВ – старший инспектор-тренер по академической гребле ФСО «Динамо-правопорядок». Олег – мастер спорта СССР, чемпион мира 1980 г., неоднократный чемпион СССР и призер различных соревнований. Тренером работает 7 лет.

Никакого света в конце туннеля

Мы, накупив сладостей и фруктов, тоже навестили в больнице юного «умельца» создавать переполох и побеседовали с ним. Юра уже ходил, чувствовал себя хорошо, только жаловался на боль в шее.

- Ты помнишь, как тонул?

- Мы поспорили с другом, кому нырять первому. Я проспорил и нырнул. Помню только, что ударился головой, и сразу же отказали руки и ноги. Пытался ими пошевелить – не получилось. И больше ничего не помню. А потом открываю глаза – врачи, больница… Они уже мне рассказали, что произошло – как я утонул, как меня спасали, и что я несколько часов был в коме.

На другой день меня перевели в обычную палату, но я еще не ходил. И думал, что уже и не буду ходить – ноги не слушались, была такая слабость. Больше всего боялся остаться прикованным к постели инвалидом. А то там, где я учился, был такой случай: один пацан нырнул, повредил спину и стал калекой. Он живой, но не ходячий. Страшно. Но в палате я подружился с двумя парнями, они меня подняли и сказали: идем! И повели по палате. Потихоньку, потихоньку – и я начал ходить.

- Люди, пережившие клиническую смерть, часто рассказывают, что видели какие-то темные коридоры, тоннели, в конце которых свет. Ты что-то похожее видел?

- Абсолютно ничего! Меня и мама, и друзья тоже спрашивали, что я там видел. Но я был в коме и ничего не видел…

- Ты поступил в училище, но бросил учебу. Не думаешь о продолжении образования?

- Я решил в этом году снова поступать, но уже в другое училище. Тоже в строительное, но в Тирасполе.

- Какие чувства испытываешь, понимая, что тебя вернули с того света?

- В первую очередь, благодарность к Татьяне Федоровне и Олегу Викторовичу, которые меня спасли. Если бы не они, мне не жить. Мне рассказали врачи, как они меня откачивали. Мы с мамой хотим с ними встретиться и сказать спасибо.

- Как твоя семья прореагировала на случившееся?

- Мама очень испугалась, сказала, что не представляет себе, что с ней было бы, если бы я умер. Старшая сестра аж из Рыбницы ко мне в больницу приехала, когда узнала. А папа нас бросил, когда мне было 4 года. Он живет с другой семьей. Ему рассказали, будто я утопился, прыгнув с моста – такой слух почему-то пошел в селе, и он очень сильно плакал. Потом узнал, что я жив и могу ходить, и успокоился, но ко мне так и не пришел…

- Домой хочется?

- Ага! Здесь (в больнице) хорошо, но домой так тянет! Но мне еще уколы делают. Целый кулек лекарств выписали, мама всё купила, еще полкулька осталось проколоть… А мама уже шутит: «Ну что, когда снова пойдешь купаться на реку?»…

- А, правда, когда?

- Ой, не знаю. Наверное, не скоро…

P.S. На прошлой неделе УВД г. Бендеры направило руководству МВД ПМР представление о награждении обоих тренеров, старшего лейтенанта милиции О. Прокофьева и лейтенанта милиции Т. Деревенко медалями «За спасение утопающих».

P.S.S. 6 июня Татьяна Деревенко все-таки побывала в министерстве просвещения и, как и обещала, договорилась о бюджетном месте для Юрия Горченко в одном из учебных заведений Тирасполя. В каком именно, будет решать семейный совет с участием теперь уже двух мам Юры после его выписки из больницы…

Жанна Мязина

This entry was posted on 12.06.2011, 11:12 and is filed under Общество, Разное. You can follow any responses to this entry through RSS 2.0. также можно оставить комментарий или trackback на своем блоге.

Просмотров: 819 | Добавил: mantent | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Поиск
Календарь
«  Май 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  •  
     
    Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz