К 70-летию со дня рождения Нобелевского лауреата, гения, замыкающего плеяду великих поэтов ХХ века Иосифа Бродского, телеканал «Культура» подготовил премьеру документального фильма «Иосиф Бродский. Разговор с небожителем» (24 мая, 21:30).
В основе картины — закадровое интервью, составленное из многочисленных бесед Бродского с журналистами. В течение беседы Иосиф Бродский рассказывает о наиболее важных поворотах своей жизни, отвечает на щекотливые вопросы, шутит, вспоминает... Фильм держится на ощущениях того, как человек проживает свою, никем не навязанную жизнь, размышлениях о том, что каждому приобретению есть своя цена, и, как правило, — это потеря. В фильме впервые использованы фотографии Иосифа Александровича и его отца Александра Ивановича, письма и открытки, отправленные родителям, любительская съёмка друга поэта.
В преддверии показа автор сценария и режиссёр картины Роман Либеров рассказал о том, что значит для него имя Бродского, какие радости и сложности принесла работа, как проходили съёмки фильма и об особенностях его жанрового решения: «Иосиф Бродский — один из моих ориентиров. Если представить, что вектор движения жизни состоит из точек или куда-нибудь направлен, то одна из моих точек называется "Бродский". Однажды в начале 1997 года мне попался журнал, на обложке которого в тёпло-коричневых, охровых оттенках была напечатана фотография Бродского. Припоминаю, что статья в журнале была посвящена годовщине смерти, и на обложке значилось что-то вроде "Умер последний русский поэт" (Иосиф!). Так я узнал, что есть такой поэт. С тех пор он — мой собеседник. К сожалению, уже отговоривший. Но того, что он сказал, мне пока хватает. Наш фильм называется "Разговор с небожителем". Тут всё просто: он небожитель и в иерархическом смысле (скажем без пиетета — гений), и буквально, — ибо так мы называем умерших. Плюс — это моё любимое его стихотворение, моя, своего рода, мантра.
Так сложно мне не давалась ни одна другая работа. Психологические аспекты пусть останутся при мне, а технически — поэт относится если не к настоящему, то к совсем недавнему прошлому. И это недавнее прошлое касается огромного круга людей, у каждого из которых — свой Бродский. Я взял все доступные интервью, которые Иосиф Александрович дал за свою жизнь. Это, помимо бесед с Соломоном Моисеевичем Волковым, ещё около ста бесед (часть — в составлении Валентины Полухиной, часть — в других источниках). И скомпилировал беседу, которая, с некоторой долей вероятности, могла бы произойти. Бродский категорически отказывался драматизировать произошедшее с ним, так что до откровений и параллелей с беседой-исповедью далеко. Тем не менее, он в своей манере и до известной степени рассказал довольно много. Больше о себе он бы не хотел услышать сам, я думаю.
Наш фильм близок к жанру "анимадок". Анимация — неотъемлемая часть нашей картины. Связано это с тем, что мы пытаемся не столько рассказать о человеке, сколько создать ощущение того, что он рассказывает о себе — со всеми оттенками, поведенческими особенностями, ощущениями. И в связи с этим мы используем все возможные выразительные средства, которые нам доступны — и художественные постановки, и голоса за кадром, и оригинальную музыку (специально записанную для этой картины), и анимацию, и графику, и шумовые эффекты, и фотографии, и письма, и прочее...
Моя задача была — рассказать историю. Я ощущал себя камертоном, имея наглость считать, что мой камертон — искреннее уважение и любовь к поэту. Звук и изображение примерялись к этому, возможно, треснутому камертону. Не скажу, что везде достигли унисона, но кое-где настроились довольно точно».
В роли поэта, который отвечает на вопросы журналиста, — артист «Мастерской Петра Фоменко» Кирилл Пирогов. В его исполнении, а также в исполнении самого Иосифа Бродского, звучат стихи поэта.
www.tvkultura.ru